miha_kz, надеюсь тебе поможет Методика диагностики свечей зажигания.
При компетентной диагностике свечи зажигания, она может являться помощником в различных настройках двигателя. Анализируя цвет изолятора рабочего кончика свечи, опытный механик может получить множество информации о рабочих условиях двигателя.
Вообще, светлый желтовато-коричневый/серый цвет свечи говорит о том, что двигатель функционирует в нормальном режиме при оптимальной температуре. Темный цвет, например, черные влажные или сухие отложения, может указывать на чрезмерно богатую смесь, слишком холодный тепловой диапазон свечи, возможное снижение ваккума, низкую компрессию, поздний момент зажигания или слишком большой искровой зазор свечи.
Присутствие влажного налета может быть вызвано повреждением прокладки головки блока цилиндров, износом маслосъемного кольца, или возникновением проблем в механизме газораспределения, или работой двигателя на чрезмерно богатой смеси - в зависимости от состава влажных отложений на рабочем кончике свечи. Следы нагара или перегрева необходимо обнаруживать как можно быстрее с целью предотвращения ухудшения ходовых возможностей и повреждения двигателя.
Нормальное состояние.
Состояние двигателя может быть оценено по внешнему облику рабочего кончика свечи зажигания. Если рабочий кончик свечи коричневый или светло-серый, состояние двигателя нормальное и свеча функционирует в оптимальном режиме.
Сухие и влажные отложения
Хотя существует множество различных вариантов, но если сопротивление между центральным и заземляющим электродом выше 10 Ом, двигетель можно нормально завести. Если сопротивление изолятора падает до значения 0 Ом, запальный конец свечи зажигания загрязнен либо сухими сажистыми, либо влажными масляными отложениями.
Причины образования сажистых отложений: Неправильные регулировки карбюратора; слишком обогащенная топливно-воздушная смесь; сильное загрязнение воздушного фильтра; слабая искра; неправильное функционирование / заедание воздушной заслонки; проблема чаще всего возникает при использовании двигателя для перемещения на короткие расстояния; свечи зажигания имеют слишком низкую рабочую температуру; индекс теплового диапазона свечи зажигания слишком низкий.
Результат: Пропуски в зажигании, трудности в запуске двигателя.
Причины образования масляных отложений: Высокое содержание масла в камере сгорания. Повышенный уровень масла в картере двигателя; износ поршневых колец, гильз блока цилиндров или направляющих втулок клапанов. Может возникать в период обкатки нового двигателя или двигателя после капремонта (такие загрязненные свечи могут пройти обслуживание и устанавливаться снова).
Результат: Пропуски в зажигании, трудности в запуске двигателя. Исправления: Проведение капитального ремонта двигателя, отрегулировать соотношение топливно-масляной смеси (2-тактные двигатели), заменить свечи зажигания на новые.
Свинцовые отложения и перегрев При перегреве свечи зажигания отложения, которые скапливаются на рабочем кончике изолятора, расплавляются и придают ему глазурированный или глянцевый внешний вид коричнево-желтого цвета.
Причины: Резкое повышение температуры в камере сгорания, вызванное резким ускорением при большой нагрузке приводит к образованию лаковых отложений. Результат: При большой нагрузке лаковые отложения становятся электропроводными и приводят к пропускам в зажигании. Они не могут быть обнаружены замером сопротивления между центральным и заземляющим электродами при комнатной температуре.
Исправления: Заменить свечи зажигания на новые. При повторении таких явлений рекомендуется использовать свечи с более холодным диапазоном и обслуживать их чаще.
Изолятор имеет мутно-белый или серый цвет и выглядит вспученным. Электроды подверглись эрозии и отложений не наблюдается.
Причины: Использование свеч зажигания со слишком высоким тепловым диапазоном; чрезмерное опережение зажигания; неисправность системы охлаждения двигателя; обеднение топливно-воздушной смеси; протечка впускного коллектора или заедание клапанов.
Исправления: Проверить правильность: используемого теплового диапазона свечи зажигания, установки момента зажигания, регулировок карбюратора; проверить герметичность впускного коллектора и состояние клапанов. Заменить свечи зажигания
Зольные отложения
Обильные порошкообразные отложения белого или желтого цвета на изоляторе и заземляющем электроде.
Причины: Использование определенных марок топлива и масел, содержащих присадки различного типа; образование отложений зависит от наличия утечки масла, качества используемого топлива и продолжительности работы двигателя.
Результат: Может возникать самовоспламенение топливно-воздушной смеси, приводящее к потере мощности и возможному повреждению двигателя.
Исправления: Накопление отложений в зоне заземляющего электрода и корпуса изолятора могут быть необычно большими, но они легко снимаются. Можно проводить обслуживание и повторную установку свеч. Рекомендуется проверить исправность двигателя, в некоторых случаях рекомендуется замена свечей зажигания на новые. Возможно понадобится смена типа используемого масла
Скол, крошение, разрушение изолятора
Причины: Разрушение изолятора обычно вызвано тепловым расширением и тепловым ударом, вследствие внезапного нагрева или охлаждения; механическое повреждение; вызванное падением свечи зажигания, или прикладыванием чрезмерного усилия на центральный электрод при выставлении зазора; в исплючительных случаях формирование отложений между центральным электродом и изолятором, а также коррозия центрального электрода могут привести к разрушению изолятора (это чаще происходит при слишком большом периоде эксплуатации двигателя).
Результат: Пропуски в зажигании, искра проскакивает в промежутке, недоступном для воспламенения свежей порции топливно-воздушной смеси, подающейся в камеру сгорания.
Исправления: Замена свечи зажигания на новую.
Нормальный износ
Результат: Изношенная свеча зажигания не только излишне расходует топливо, но также осложняет работу всей системы зажигания, потому, что зазор увеличенный вследствии эрозии требует большего напряжения. Нормальный уровень увеличения зазора при эксплуатации приведен ниже:
Четырехтактные двигатели: 0,01~0,02 мм /1000 км
Двухтактные двигатели: 0,02~0,04 мм /1000 км
Исправления: Замена свечи зажигания на новую в случае чрезмерного износа ее электродов.
Нормальная эрозия
Причины: Нормальная эрозия электрода возникает под воздействием коррозии, окисления и реакции со свинцом - все это приводит к увеличению искрового зазора.
Результат: Пропуски в зажигании, трудны запуск.
Исправления: Замена свечи зажигания на новую.
Свинцовая эрозия
Типичная эрозия вызывает утоньшение заземляющего электрода, и кончик центрального электорда выглядит расщепленным.
Причины: Свинцовая эрозия вызвана присутствием свинцовых примесей в топливе, которые при высоких темпаратурах вступают в химическую реакцию с материалом электродов (никелевый сплав); структура никелевого сплава разрушается, вследствии проникновения и разделения структуры зерен никелевого сплава свинцовыми соединениями.
Результат: Пропуски зажигания, трудный запуск.
Исправления: Замена свечи зажигания на новую.
Чрезмерный износ заземляющего электрода
Причины: Присутствие агрессивных добавок в топливе и масле. Снижена пропускная способность смеси в камере сгорания, вероятно, вследствие наличия отложений. Детонация. Перегрев отсутствует.
Результат: Пропуски в зажигании, особенно в момент ускорения; трудный запуск.
Вогнутая эрозия заземляющего электрода
Центральный электрод имеет следы только нормального износа.
Причины: Нарушение полярности при подключении катушки зажигания.
Результат: Пропуски в зажигании, неравномерная работа двигателя на холостом ходу.
Исправления: Поменяйте полярность подключения проводов к первичной обмотке катушки зажигания. Замена свечи зажигания на новую.
Чрезмерный износ центрального электрода
Причины: Не соблюдён интервал замены свечей зажигания. Свеча давно требует замены.
Результат: Пропуски в зажигании, особенно в режиме ускорения; трудный запуск
Исправления: Замена свечи зажигания на новую.
Эрозия, коррозия и окисление
Материал электродов окисляется, и когда происходит сильное окисление, поверхность электрода приобретает зелёный оттенок. Поверхность электрода также изношенная и неровная.
Результат: Пропуски в зажигании; трудный запуск
Исправления: Замена свечи зажигания на новую.
Расплавление электродов
Работа двигателя при чрезмерно высокой температуре в камере сгорания приводит к возникновению чрезмерно раннего зажигания и расплавлению электродов. Температура плавления никелевого сплава составляет 1,200~1,300оС. Первым плавится центральный электрод, затем, заземляющий электрод. Чаще всего поверхность электрода глянцевая и неровная, изолятор - белого цвета, имеет пористую и мягкую структуру, но может быть грязным, если присутствовали пропуски в зажигании. Электроды могут быть частично расплавленными с присутствием расплавленных посторонних включений на них (крайняя справа снимок)
Причины: Перегрев, вызванный самовоспламенением топливной смеси, например при чрезмерно раннем зажигании; отложения в камере сгорания; повреждение распределителя зажигания; использование топлива низкого качества; обеднение топливно-воздушной смеси; нарушения в работе системы охлаждения двигателя; использование свечи зажигания с чрезмерно низким числовым значением теплового диапазона; утечка через впускной коллектор; недостаток в смазке.
Результат: Пропуски в зажигании; потеря мощности (повреждение двигателя);
Исправления: Замена свечи зажигания на новую.